Сайты предприятия  ▼

x
Виртуальный музей истории института

История института, галерея фотографий, виртуальная панорама музея

Сайт ЦКП института

Сайт центра коллективного пользования уникальным оборудованием "Состав структура и свойства конструкционных и функциональных материалов" ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

Сайт по конструкционным наноматериалам и нанотехнологиям

Конструкционные наноматериаллы и нанотехнологии ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

 
 

Неметаллические материалы и защита от коррозии - Каталог продукции и услуг (pdf, 4 Мб)

Научно-производственный комплекс "Неметаллические материалы и защита от коррозии" - Каталог продукции и услуг
 

Skip Navigation LinksГлавнаяОб институтеДеятельностьНПК - Неметаллические материалы и защита от коррозии

Научно-производственный комплекс
«Неметаллические материалы и защита от коррозии»

 

 

Зеленин Юрий Владимирович
Заместитель генерального директора по научной работе
Начальник научно-производственного комплекса “Неметаллические материалы и защита от коррозии”
Кандидат технических наук

 

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Синопская, 32/35 (вход с ул. Бакунина)

 

 

Научно-производственный комплекс проводит научно-исследовательские и технологические работы по следующим направлениям:

 

 

 

Корпусные многофункциональные полимерные композиционные материалы

 

 

Одной из основных задач современного судостроения является снижение материалоемкости конструкций и изделий при одновременном повышении ресурса работы и надежности. Решению этой задачи во многом способствует применение полимерных композиционных материалов (ПКМ), обладающих рядом преимуществ перед традиционными судостроительными материалами (дерево, металл) - немагнитностью, непроницаемостью, радио- и звукопрозрачностью, водостойкостью, малой плотностью, высокой удельной прочностью и жесткостью, долговечностью (срок эксплуатации - 30 лет и выше).

 

Коллектив НПК располагает многолетним опытом создания и применения полимеров, полимерных композиционных и гибридных материалов для строительства судов всех классов и назначений и морских сооружений.

 

В 1964 году в стране на основе материалов и технологий НПК впервые в мире была осуществлена серийная постройка тральщиков водоизмещением более 300 тонн с корпусом из стеклопластика.

 

Начиная с 1967 г.  осуществлялось серийное строительство тральщиков с корпусами из стеклопластика на основе бесстирольной полиэфирной смолы марки ПН-609-21М. Всего было построено свыше 100 тральщиков, часть из которых была поставлена во многие зарубежные страны. Срок эксплуатации тральщиков с корпусом из стеклопластика достиг 38-40 лет. За период их эксплуатации получен богатый опыт и данные по работоспособности, надежности, ремонтопригодности и некоторым экономическим показателям, который используется специалистами института в проведении работ по дальнейшему совершенствованию материалов и технологии изготовления судовых корпусных конструкций из ПКМ.

 

Стратегия работ по созданию ПКМ нового поколения базировалась на создании материала трехслойной структуры (ТС ПКМ) с несущими слоями из огнестойкого стеклопластика с различным средним слоем низкой плотности. По результатам исследований был создан ПКМ трехслойной структуры с гофрированным армированным средним слоем из пенопласта. Совместно с ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова проведены всесторонние испытания образцов и конструкций из нового трехслойного ПКМ. Совместно с Волгоградским ОАО «Химпром» освоено производство фосфорсодержащего мономера ФОМ-II и с СКТБ «Технолог» - металлоорганического катализатора «МОК» для обеспечения строительства надстроек и корпусов судов и кораблей из ТС ПКМ.

 

Надстройки из ТС ПКМ обеспечивают снижение массы конструкции на 50-60 % по сравнению со стальной и на 10-15% по сравнению с алюминиевой, а также повышение остойчивости корабля и увеличение пожаробезопасности корпуса по сравнению с алюминиевым.

 

Разработаны конструкционные полимерные материалы на основе полиэфирного связующего, наполненного полыми зольными микросферами, и экологически безопасного бесстирольного полиэфирного стеклопластика для изготовления спортивных и прогулочных лодок, конструкций аттракционов и других товаров народного потребления; крыш комбайнов и деталей машин, акустических шумопоглощающих панелей в цехах производств с повышенным шумом.

 

 

Прогулочная лодка из стеклозолосферо стеклопла-стика   Катер из бесстирольного полиэфирного стеклопластика
Прогулочная лодка из стеклозолосферо стеклопластика Катер из бесстирольногополиэфирного стеклопластика

 

 

Антифрикционные углепластики

 

 

В 80-е годы 20 века резко возросло внимание к экологической чистоте узлов трения скольжения современных судов, гидротурбин, насосов, шлюзов и нефтедобывающего оборудования, эксплуатирующихся в воде.

 

 

Антифрикционные углепластики   Антифрикционные углепластики

Антифрикционные углепластики

Антифрикционные углепластики

 

Впервые в мировой практике нашими специалистами была решена проблема создания антифрикционных углепластиков марок УГЭТ и ФУТ, обладающих уникальным комплексом триботехнических, физико-механических и технологических свойств, имеющих прочность, износостойкость, ударостойкость, стабильность размеров, технологичность на уровне металлов, но в отличие от них способных работать без смазки или при смазывании водой или агрессивными жидкостями.

 

Разработана технология изготовления тяжелонагруженных высокоскоростных узлов трения скольжения диаметром до 2,4 метра для судовых механизмов и систем,  гидротурбин и насосов, а также для применения в арматуростроении, тяжелом машиностроении и других отраслях.

 

 

 

Cферопластики, вибропоглощающие и палубные противоскользящие гидроизолирующие материалы

 

 

Сферопластик – легкий высокопрочный материал, обеспечивающий плавучесть глубоководной и подводной техники. Достижением наших специалистов является создание высокотехнологичных сферопластиков для глубоководных обитаемых и необитаемых систем с глубиной погружения до 6 км. Объем отдельных блоков плавучести достигает 3 м3.

 

 

Блоки плавучести для глубоководного обитае-мого аппарата на стапеле

 

Блоки плавучести для глубоководного обитаемого аппарата на стапеле

 

 

По договорам с Управлением мостового хозяйства МП Мостотрест, АО «Ленмостострой», «Мостострой-6», ООО «Дефор» разработаны защитные гидроизолирующие покрытия на основе полимерно-битумных композиций и технология их применения.

 

 

мост

 

 

Подготовленные и поставленные нами материалы и технология при нашем техническом сопровождении работ использованы для нанесения износостойких покрытий и гидроизоляции конструкций более 20 мостов Санкт-Петербурга (Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Володарский, Гренадерский, Сампсоньевский, Большой Крестовский и др.) и других объектов городского хозяйства Санкт-Петербурга. В частности, проведено обустройства противоскользящего гидроизолирующего покрытия стилобата (2000 м2) Военно-морского музея на стрелке Васильевского острова.

 

 

Система напыляемых покрытий «БИУРС» для магистральных газопроводов

 

Система напыляемых покрытий «БИУРС» для магистральных газопроводов

 

Разработана и успешно внедрена система напыляемых покрытий «БИУРС» для магистральных газопроводов.

 

 

 

Теплоизоляционные и конструкционно-отделочные материалы

 

 

Одним из основных условий обеспечения комфортной и безопасной среды обитания и охраны человеческой жизни на море в соответствии с международной конвенцией   «Солас-74» является применение экологически чистых, нетоксичных и пожаробезопасных теплоизоляционных и конструкционно-отделочных материалов в обитаемых помещениях судов и морских сооружений.

 

В содружестве с предприятиями смежных отраслей   промышленности   разработано и внедрено более 30 новых марок теплоизоляционных, конструкционно-отделочных и мебельных материалов, конкурентоспособных и отвечающих современным требованиям отечественного судостроения и международным требованиям безопасности ИМО, что позволило обеспечить судостроительные заводы необходимыми материалами.

 

Одной из важных задач, которая была успешно решена, является создание негорючих материалов, не содержащих асбест. Такие материалы были созданы и широко применяются в судостроении. К ним относятся палубные мастичные покрытия «Нева БА», огнестойкое покрытие ОМП-БА, мастика ТИММ-К, в которых асбест заменен на базальтовые, стеклянные и муллитокремнеземистые волокна.

 

Институт имеет «Свидетельство о соответствии предприятия требованиям Морского Регистра РФ», дающее право подготовки Заключений о возможности применения на судах неметаллических материалов в части конструктивной пожарной защиты и испытаний на огнестойкость.

 

 

 

Электрохимическая катодная и протекторная защита от коррозии судов, морских сооружений и оборудования, работающего в морской воде

 

 

ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», являющийся головной организацией в России по защите от морской коррозии, имеет многолетний опыт работ по созданию и применению в судостроении и на флоте систем электрохимической протекторной и катодной защиты корпусов, валовинтового комплекса и цистерн кораблей, судов, морских сооружений и оборудования, эксплуатирующегося в морской воде, в том числе в ледовых условиях.

 

Начиная с 60-х годов, за более чем  сорокалетний период с момента начала работы  в этой области, практически все строящиеся в стране корабли, суда и морские сооружения были оборудованы разработанными в ЦНИИ КМ «Прометей» средствами и системами электрохимической протекторной или катодной защиты корпусов, валовинтовых комплексов и грузо-балластных и балластных танков и цистерн различного назначения.

 

Ежегодно применялось около 4000 т протекторов из алюминиевых и цинковых сплавов, а системами катодной защиты было оборудовано более 100 крупнотоннажных серийно строящихся судов, включая супертанкеры типов «Крым» и «Победа», лихтеровозы типа «Алексей Косыгин», транспортные рефрежираторы типа «Бухта Русская», рыбопромысловая база типа «Пятидесятилетие СССР», сухогрузы типов «Николай Жуков» и «Герои Панфиловцы», атомный лихтеровоз «Севморпуть», плавучие доки типа «Двина».

 

Существующая в то время обратная связь с флотом, выражающаяся в авторском надзоре за монтажом и эксплуатацией примененных систем электрохимической протекторной и катодной защиты, позволила не только подтвердить их высокую эффективность, но и получить практические данные для дальнейшего совершенствования.

 

Накопленный опыт и научно-технический потенциал легли в основу дальнейшего развития систем электрохимической защиты и расширения сферы их применения.

 

В последние годы для обеспечения эксплуатационной надежности объектов морской техники, использующихся в ледовых условиях Арктического и Дальневосточного бассейнов (атомных ледоколов, морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ) были созданы специальные, не имеющие мировых аналогов, ледостойкие платино-ниобиевые аноды с повышенной механической и химической стойкостью, обеспечивающие возможность увеличения срока службы катодной защиты до 25-30 лет.

 

 

Ледостойкие Pt - Nb аноды с текстурированным платиновым покрытием на корпусе кессона нефтедобы-вающей платформы «Приразломная»

 

Ледостойкие Pt - Nb аноды с текстурированным платиновым покрытием на корпусе кессона нефтедобывающей платформы «Приразломная»

 

 

Проведенные научные исследования убедительно доказали перспективность применения для рабочих электродов анодов катодной защиты биметалла, состоящего из ниобиевой подложки с текстурированным платиновым покрытием с заданной ориентацией кристаллов. Преимуществом такого покрытия, создаваемого по специальной технологии путем ионо-плазменного напыления в вакууме и магнитном поле частиц платины с размерами 0,1-10,0 нм, является качественный скачок основных эксплуатационных характеристик анодов: увеличение адгезионных свойств платино-ниобиевых рабочих электродов, снижение расхода платины при увеличенной плотности тока и увеличение срока службы.

 

 

 

Лакокрасочные покрытия (ЛКП)

 

 

Одним из основных средств противокоррозионной защиты металлоконструкций по прежнему являются лакокрасочные покрытия (ЛКП).

 

Для оценки эффективности используемых ЛКП специалистами НПК разработаны методы ускоренных испытаний, позволяющие прогнозировать надежность и долговечность испытываемых покрытий в конкретных условиях эксплуатации: надводных судовых конструкций, внутренних помещений судов, подводной части корпуса, балластных танков.

 

В специализированной лаборатории НПК осуществляется:

 

  • выбор лакокрасочных материалов (ЛКМ) и разработка оптимальных систем лакокрасочных покрытий для корпусных конструкций, элементов насыщения и изделий;
  • разработка технологических инструкций по подготовке поверхности и нанесению ЛКМ;
  • технологическое сопровождение окрасочных работ;
  • обучение и сертификация персонала по визуальному и измерительному контролю качества окрасочных работ;
  • проведение сертификационных испытаний ЛКМ по показателям качества на соответствие требованиям НТД;
  • проведение ускоренных лабораторных испытаний ЛКП в случае использования новых ЛКМ и полимерных конструкционных материалов с прогнозированием их долговечности в эксплуатационных условиях.

 

В последние годы в лаборатории разработаны и прошли апробацию две методики ускоренных испытаний полимерных композиционных материалов:

 

  • для конструкционных полимерных композитов;
  • для ненагруженных полимерных композитов. Методики разработаны на основе ГОСТ 9.707.

 

 

Лаборатория лакокрасочных материалов и ускоренных лабораторных испытаний в составе лаборатории «Судатомэнерготест» ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» аккредитована Федеральным  Агентством  по  техническому  регулированию  и  метрологии  (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21АЯ29).

 

По предложению Российского Морского Регистра судоходства испытательная лаборатория ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» занимается подготовкой к сертификации Регистром в качестве независимого испытательного Центра противокоррозионных покрытий.