Сайты предприятия  ▼

x
Виртуальный музей истории института

История института, галерея фотографий, виртуальная панорама музея

Сайт ЦКП института

Сайт центра коллективного пользования уникальным оборудованием "Состав структура и свойства конструкционных и функциональных материалов" ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

Сайт по конструкционным наноматериалам и нанотехнологиям

Конструкционные наноматериаллы и нанотехнологии ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

 
Новости

 

 

Понять, улучшить, применить

 

НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» принял активное участие в международной конференции «Коррозия в нефтегазовой отрасли», которая прошла в Научно-исследовательском корпусе Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого 22-24 мая 2019 года.

 

ЦНИИ КМ «Прометей» на конференции «Коррозия в нефтегазовой отрасли» 2019, СПб, Политех  ЦНИИ КМ «Прометей» на конференции «Коррозия в нефтегазовой отрасли» 2019, СПб, Политех

 

Сотрудники нашего института представили вниманию коллег шесть докладов, каждый из которых стал результатом коллективной работы.

 

Опыт применения одного из наиболее эффективных современных методов предотвращения коррозии был рассмотрен в докладе начальника сектора кандидата технических наук Олега Ставицкого «Электрохимическая защита от коррозии в морской воде объектов нефтегазовой отрасли, в том числе, эксплуатирующихся в арктическом бассейне».

 

За многолетнюю практику работы в области защиты от морской коррозии в НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» изучены и установлены оптимальные параметры катодной поляризации, при которых обеспечивается защита от всех видов коррозионных разрушений всех применяемых металлических материалов и их сварных соединений, а также разработаны средства систем электрохимической протекторной и катодной защиты.

 

В части протекторной защиты созданы высокоэффективные алюминиевые, цинковые и магниевые протекторные сплавы, разработаны конструкции унифицированных протекторов и системы протекторной защиты. Например, браслетные протекторы из алюминиевых протекторных сплавов с повышенной анодной активностью марки АП4Н и АП4НМ со сроком службы до 50 лет применяются для защиты от коррозии подводных трубопроводов для транспортировки нефти и газа. Взрывобезопасные протекторы из цинкового сплава марки ЦП1 широко применяются для защиты от коррозии судовых балластных и грузобалластных танков, нефтяных резервуаров, а также внутренней поверхности трубопроводов большого диаметра транспортирующих морскую воду.

 

Для систем катодной защиты от коррозии созданы новые анодные материалы и аноды с нерастворимыми платино-ниобиевыми рабочими электродами, не требующие возобновления в течение всего срока службы объектов нефтегазовой отрасли, в том числе эксплуатирующихся в ледовых условиях Арктики. Так, например, новые ледостойкие платино-ниобиевые аноды обеспечили возможность применения катодной защиты от коррозионно-эрозионных разрушений корпусов морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» и атомного ледокола «50 лет Победы».

 

Для контроля эффективности электрохимической защиты в процессе эксплуатации объектов морской техники и использования в качестве датчиков управляющего сигнала автоматического управления работой систем катодной защиты разработаны хлорсеребряные электроды сравнения пористого типа, которые применяются во всех системах катодной защиты и в системах регулируемой протекторной защиты.

 

Применение разработанных в НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» средств и систем электрохимической защиты от коррозии позволяет получить и сохранить заданные тактико-технические характеристики объектов нефтегазовой отрасли и обеспечить их долговременную и надежную эксплуатацию.

 

Доклад «Прогнозирование сопротивляемости сталей коррозионному растрескиванию в морской воде на базе комплекса ускоренных испытаний и структурных исследований» представила начальник сектора кандидат технических наук Светлана Мушникова.

 

Коррозионное растрескивание под напряжением (КРН) остается одним из самых трудно предсказуемых и наиболее опасных видов разрушения средне- и высоколегированных сталей в морской воде, несмотря на значительные достижения в способах выявления и объяснения механизмов КРН. При этом адекватная оценка склонности к растрескиванию базируется на создании эффективных методик испытаний, моделирующих критические условия эксплуатации и включающих различные варианты схем нагружения и типы образцов.

 

В работе представлены результаты стойкости к КРН в хлоридных растворах сталей различных структурных классов, выполненные по разработанной в НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» методике испытаний методом консольного изгиба со ступенчато возрастающей нагрузкой образцов типа Шарпи (с предварительно выращенной трещиной). Критериальная оценка по показателю стойкости к КРН подтверждена сопоставлением результатов лабораторных испытаний с исследованием случаев коррозионно-механического разрушения судостроительных конструкций в реальных условиях эксплуатации.

 

Предложен новый подход к оценке склонности к КРН нержавеющих сталей аустенитного класса в морских условиях. По результатам комплексных испытаний выявлены особенности структурно-фазового состава сталей, отрицательно влияющие на стойкость к растрескиванию.

 

Ведущий инженер Ольга Парменова выступила с докладом «Разработка новых подходов к исследованию стойкости к питтинговой коррозии нержавеющих сталей, полученных при селективном лазерном плавлении».

 

Преимущества применения аддитивных технологий, включая селективное лазерное плавление (СЛП), обусловлены возможностью мелкосерийного производства изделий сложной геометрической формы с замкнутыми внутренними полостями без проведения дополнительных подготовительных и технологических операций (изготовления литейной оснастки, фрезеровки и т.д.). При этом развитие компонентной базы - порошковых материалов из нержавеющих сталей - определяет перспективы получения СЛП-изделий трубопроводной арматуры для судостроения, химической и нефтегазовой промышленности. Очевидно, что наряду с комплексом механических свойств необходимо обеспечить высокую коррозионную стойкость СЛП-материалов.

 

Известно, что нержавеющие стали подвержены питтинговой коррозии (ПК) в морской воде. На стойкость к ПК влияет как химический состав стали, так и состояние ее поверхности. Дефекты различного происхождения на поверхности металла являются предпочтительными местами зарождения питтингов. При этом характерной особенностью получаемых СЛП-сталей является сильно развитая поверхность, наличие пор, а также литая структура.

 

В докладе были приведены результаты сравнительных исследований коррозионной стойкости ряда нержавеющих сталей, изготовленных традиционными способами и методом СЛП, в исходном состоянии, а также с последующей термической и механической обработкой. Обнаружено, что легирование хромом и молибденом положительно влияет на стойкость к ПК как для сталей, изготовленных традиционным способом, так и для СЛП-материалов. Проведение термической обработки (аустенитизации) повышает стойкость к ПК нержавеющих СЛП-сталей – образцы имеют наименьшие коррозионные потери по сравнению с образцами в исходном состоянии или после механической зачистки.

 

Исследования топографии поверхности образцов СЛП-сталей после коррозионных испытаний, выполненные на лазерном конфокальном микроскопе показали, что повышение удельной мощности луча лазера приводит к получению более развитой поверхности СЛП-образцов и большему количеству пор, что отрицательно сказывается на коррозионных свойствах металла. Рекомендовано при оценке и прогнозировании коррозионной стойкости СЛП-сталей учитывать показатели пористости.

 

Еще один аспект проблемы представил начальник лаборатории кандидат технических наук Кирилл Садкин в докладе «Проблемы оценки скорости роста коррозионно-усталостной трещины в сварных конструкциях из высокопрочных сталей».

 

Высокопрочные свариваемые стали применяются, в первую очередь, для изготовления корпусных конструкций глубоководной техники. Для них характерно нагружение преимущественно сжимающими нагрузками в малоцикловой области. Рост усталостных трещин в таких условиях обусловлен наличием остаточных сварочных напряжений, возникающих при многопроходной сварке. Расчеты усталостной прочности сварных соединений, работающих в малоцикловой области должны базироваться в том числе на оценках скорости роста трещин, вносящих существенный вклад в суммарный ресурс конструкции. Проблемами таких оценок является необходимость учета низкой частоты нагружения в коррозионной среде при определении базовых характеристик материала. Это является следствием возможного существенного вклада в разрушение механизма коррозионного растрескивания под напряжением (КРН). В сообщении рассмотрены методологические аспекты оценки характеристик сопротивляемости высокопрочных сталей и их сварных соединений развитию коррозионно-усталостных повреждений с учетом возможного вклада разрушения по механизму КРН.

 

Специфике защиты от коррозии титановых сплавов были посвящены два доклада. «Повышение коррозионной стойкости титановых сплавов для теплообменного оборудования, работающего в экстремальных условиях эксплуатации» рассмотрела ведущий инженер Юлия Малинкина.

 

Отмечено, что НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» занимается разработкой титановых сплавов для морской техники, начиная с 60-х годов прошлого века. За этот период в институте разработаны специализированные титановые сплавы для корпусов, судовой энергетики и судового машиностроения, которые нашли широкое применение в ряде отраслей.

 

Для гражданской морской техники в институте проводятся исследования по разработке новых титановых сплавов с повышенной коррозионной стойкостью на основе катодного модифицирования элементами платиновой группы для оборудования, работающего в экстремальных условиях эксплуатации при добыче углеводородов на арктическом морском шельфе и для теплообменного оборудования.

 

В докладе описаны разработки новых коррозионностойких сплавов, легированных рутением и палладием, а также технология изготовления холоднодеформированных труб из этих сплавов. Представлены результаты коррозионных испытаний полуфабрикатов из новых сплавов в коррозионных средах при повышенных температурах.

 

Видению будущего был посвящен доклад ведущего инженера Натальи Третьяковой «Коррозионно-механическая прочность морских псевдо-альфа сплавов титана для перспективной оффшорной техники».

 

Сегодня НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» выполняет перспективные работы, цель которых - расширение сфер применения титановых сплавов в гражданском судостроении, атомной энергетике и оффшорной технике. Титановые сплавы отличает исключительно высокая коррозионная стойкость в природных агрессивных средах. По удельной прочности они превосходят коррозионностойкие материалы, традиционно применяемые в морских условиях. Помимо высокой удельной прочности и коррозионной стойкости титан обладает высокой пластичностью, хорошей свариваемостью, низким коэффициентом температурного расширения, немагнитностью и отсутствием хладноломкости, что позволяет применять его в создании изделий, конструкций и образцов новой техники, работающих в экстремальных условиях, в том числе систем и оборудования для освоения нефтегазовых месторождений на шельфе.

 

Широкое применение в ответственных конструкциях, работающих в морской воде, получили, разработанные в ЦНИИ КМ «Прометей», титановые псевдо-альфа-сплавы марок ПТ-3В, 5В и 37. В докладе представлены результаты оценки коррозионной стойкости и коррозионно-механической прочности традиционно применяемых в морской технике титановых псевдо-альфа-сплавов, а также результаты исследования влияния микролегирования их рутением и разработки режимов термической обработки титановых псевдо-альфа-сплавов с добавкой рутения для выявления структуры, обеспечивающей наилучшую коррозионную стойкость. Так формируется видение материалов ближайшего будущего, которые обеспечат новый уровень характеристик морской техники.

 

Сайт конференции «Коррозия в нефтегазовой отрасли» 2019:  http://corrosionrussia.org/ru/about/