Сайты предприятия  ▼

x
Виртуальный музей истории института

История института, галерея фотографий, виртуальная панорама музея

Сайт ЦКП института

Сайт центра коллективного пользования уникальным оборудованием "Состав структура и свойства конструкционных и функциональных материалов" ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

Сайт по конструкционным наноматериалам и нанотехнологиям

Конструкционные наноматериаллы и нанотехнологии ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

 
Новости

 

 

Новый углепластик для уникальных подшипников

 

18 ноября в ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» успешно прошла защита кандидатской диссертации Игоря Лишевича, которая посвящена созданию нового полимерного композиционного материала

 

27.11.2015 г.

 

В лаборатории «Неметаллические материалы для машиностроения», в которой работает автор диссертации, над созданием  углепластиков учёные трудятся уже не одно десятилетие. Игорь Лишевич с 2007 года занимается разработкой термопластичных полимеров –  востребованных сегодня материалов. В результате исследований он создал углепластик с новыми свойствами, который  является  продолжением  научных разработок лаборатории - антифрикционных углепластиков марок УГЭТ, ФУТ.

 

     

 

- Любой углепластик состоит из полимерной матрицы и углеродной ткани, - поясняет учёный.

 

- Это композит, где слоями чередуются ткань и полимер, - поясняет учёный.

 

- Новизна нашего подхода заключается в том, что мы используем углеродную ткань для улучшения свойств матрицы. За счёт изменения температурных режимов мы придаём полимеру определённые свойства.

 

Кандидатская диссертация Игоря Лишевича полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к работе такого рода – научная новизна, актуальность, а также широкая сфера применения.

 

- Из нового углепластика нам удалось совместно с заводами-производителями насосов и паровых турбин создать технологию изготовления насосов, способных конкурировать с импортными аналогами по производительности, скорости скольжения, коэффициенту трения, ресурсу и другим параметрам, - рассказал Лишевич.

 

- В насосах старой конструкции подшипники находились вне корпуса насоса, и смазывались с помощью отдельной системы. Наш подшипник находится в самом насосе, и смазывается любой перекачиваемой жидкостью – перегретой водой, маслом, химической смесью.

 

Преимущество нашего полимера - высокая химическая стойкость, и то, что он обеспечивает трение с минимальной степенью износа. Сделанный из такого углепластика подшипник может какое-то время работать в условиях сухого трения. Ресурс его работы в два раза больше, чем у насосов на классических подшипниках из бронзы или баббита.

 

Существует углепластик двух типов, разработанный в лаборатории: один для узлов трения, работающих на высоких скоростях, другой для работы на медленной скорости – тихоходный. До сих пор высокоскоростные углепластики имели ограничение – они могли служить только при температурах до 140ºС.

 

     

 

 

Новый углепластик может быть использован в горячих насосах, перекачивающих перегретую воду или пар. В первую очередь, он применяется в пусковых устройствах питательного насоса на ГРЭС. Совместно с конструкторами ОАО «Пролетарский завод» Лишевич и его коллеги разработали из этого материала насос новой конструкции, который проработал уже два года, тогда как бронзовые подшипники служат в два раза меньше.

 

Другая область применения углепластика - конденсатные насосы, которые используются на Нововоронежской АЭС и Ленинградской АЭС-2. А ещё новый материал применяется для изготовления высокоскоростных опорных подшипников паровых турбин, одна из которых находится в машинном зале ОАО НПО «Центральный котлотурбинный институт» имени И.И.Ползунова. Подшипник, установленный там, проработал без износа 3400 часов. В ближайшем будущем ЦКТИ планирует оснастить и остальные турбины подшипниками из нового углепластика. Дело в том, что они выгоднее традиционных баббитовых - на их изготовление и заливку требуется в четыре раза меньшая сумма. Создатели подшипников уже получили три патента РФ на их разработку.