История
История НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» неразрывно связана с историей развития российской промышленности. Наш институт внес значительный вклад в отечественную науку, обороноспособность и судьбу страны в целом и сегодня является признанным лидером отечественного материаловедения.
Подробнее с историей нашего института вы можете ознакомиться в Виртуальном музее истории ЦНИИ КМ «Прометей». Там вы сможете осуществить виртуальную экскурсию по нашему музею, мы покажем вам главные экспонаты, редчайшие документы и фотографии; вы узнаете, кто создавал историю института.
Историческая справка
Институт создан в трудное для страны предвоенное время на базе Центральных броневых лабораторий Ижорского и Мариупольского заводов в 1939 году в соответствии с приказами Народного комиссара оборонной промышленности от 31.12.1938 г. № 485 и Народного комиссара судостроительной промышленности от 27.01.1939 г. № 3. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны все силы института были направлены на создание броневого щита страны. Работы по созданию брони и надежных монолитных литых танковых башен для легендарного танка Т-34, брони толщиной 100–500 мм для вертикального и горизонтального бронирования линейных кораблей, тонкой цементованной брони для защиты спинки кресла пилота штурмовой и истребительной авиации внесли большой вклад в дело укрепления обороноспособности страны.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в ЦНИИ-48 (так назывался институт) было налажено броневое производство на заводах Урала и Сибири. Непосредственно в воинских частях действовали фронтовые бригады специалистов института. Они собирали ценные материалы о наиболее поражаемых узлах и деталях корпусов и башен танков, чтобы впоследствии усилить броневую защиту, а также разрабатывали инструкции по тактике ведения боя с вражескими танками, четко указывая их наиболее уязвимые места.
За выдающиеся работы по созданию танковой брони, а также по усовершенствованию бронекорпусов танков и артиллерийских самоходных установок коллектив института был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1945 г.).
Новая страница в истории института была открыта Постановлением Совета министров СССР от 17 июня 1947 года о передаче ЦНИИ-48 в ведение Министерства судостроительной промышленности, результатом чего было проведение важнейших работ по созданию корпусных материалов и методов их сварки для военно-морского флота и гражданского судостроения.
В 1952 году институт приступил к созданию высокопрочной свариваемой стали с пределом текучести 60 кгс/мм². Группа из шести человек под руководством старшего инженера Игоря Васильевича Горынина в течение всего лишь месяца (что подтверждено протоколами) разработала оптимальный химический состав стали, освоенный затем на Ижорском заводе. Это была знаменитая сталь АК-25. Уже в марте 1953 года была выплавлена опытная партия стали АК-25 для первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».
АПЛ «Ленинский комсомол»
Из корпусных сталей класса АК изготовлены все отечественные подводные лодки I — IV поколений. Модификации стали АК-25: АК-27 и АК-28 нашли применение в корпусах ледоколов: «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия». Была решена не только исключительно важная государственная задача, но и заложены научные основы для создания нового класса материалов – высокопрочных хорошо свариваемых корпусных сталей.
В дальнейшем институтом создана серия высокопрочных сталей марок АБ, которые по характеристикам – хладостойкости, свариваемости, коррозионной стойкости и другим важнейшим показателям – значительно превосходят лучшие мировые образцы, были созданы серии хладостойких сталей, в том числе сталь 10ГНБ. Из этих сталей позднее были изготовлены корпуса судов гражданского флота нового поколения (лихтеровозов, ледоколов, танкеров, судов-газовозов), морских плавучих самоподъемных и полупогружных буровых установок типа «Шельф», уникальных стационарных ледостойких платформ.
В системе Министерства судостроительной промышленности ЦНИИ-48 стал головным и единственным в отрасли научно-исследовательским институтом, занимающимся исследованиями в области металловедения, металлургии, литейной технологии, горячей пластической обработки и сварки по всем конструкционным металлическим материалам, применяемым в военном кораблестроении, гражданском судостроении и производстве различной морской техники.
В 1955 году с началом развития атомной энергетики перед институтом была поставлена совершенно новая и ответственная задача – разработка конструкционных материалов для атомных энергетических установок и электростанций. Большой комплекс исследований обеспечил появление нового класса радиационно-стойких теплоустойчивых свариваемых сталей для корпусов атомных реакторов. Создана широкая гамма материалов, обеспечивающих длительный срок службы атомных реакторов в условиях высоких давлений, температур и нейтронного излучения.
Одна из первых разработок Института – теплоустойчивая сталь 48ТС для водо-водяных реакторов (ВВР). Руководили работами директор Георгий Ильич Капырин и главный инженер Игорь Васильевич Горынин. В группу входили Сергей Сергеевич Шураков, Елизавета Дмитриевна Теплова, Петр Осипович Пашков, Вадим Георгиевич Марков и другие. Сталь и ее модификации были применены для корпуса реактора первого атомного ледокола «Ленин», одной из первых промышленных АЭС – Ново-Воронежской.
Нововоронежская АЭС Фото: Михаил Вязовой / ТАСС
С 1961 года и по настоящее время Институт является головной материаловедческой организацией в области использования атомной энергии.
Материалы и технологии, разработанные коллективом Института, обеспечили создание всех типов отечественных атомных энергетических установок: атомных реакторов для АЭС с водным теплоносителем типа ВВЭР и РБМК, для АЭС с натриевым теплоносителем типа БН-350, БН-600, БН-800 и БН-1200. Разработаны материалы для транспортных атомных энергетических установок, в том числе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», а также материалы для АЭУ космического базирования, использующие принципы прямого преобразования тепловой энергии в электрическую. Созданы материалы и технологии для средств безопасной транспортировки, длительного хранения и утилизации отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.
Атомный ледокол "Ленин" Фото: Степан Губский, Семен Майстерман / ТАСС
В середине 1950-х годов в связи с необходимостью строительства принципиально новых кораблей и судов – на подводных крыльях и воздушной подушке – перед институтом была поставлена задача создания высокопрочных морских коррозионно-стойких свариваемых алюминиевых сплавов.
Пассажирский теплоход "Комета" на подводных крыльях в порту города перед морской прогулкой по Кольскому заливу Баренцева моря Фото: Семен Майстерман / ТАСС
Из морских алюминиевых сплавов, разработанных институтом, построен весь быстроходный военно-морской флот на подводных крыльях и воздушной подушке, а также гражданские морские суда на подводных крыльях типа «Стрела», «Колхида», «Комета», «Вихрь», «Тайфун» и речные суда «Ракета», «Беларусь», «Спутник», «Восход».
Впервые в мире институт инициировал применение титановых сплавов в кораблестроении в качестве материалов, обладающих уникальными свойствами – высокой прочностью, коррозионной стойкостью и немагнитностью. В 1956 году по приказу министра судостроительной промышленности Б. Е. Бутомы в институте на базе исследований, проводимых с 1953 года, было сформировано новое научное направление – разработка титановых сплавов, способных работать в морских условиях. Институту необходимо было впервые в мировой практике решить проблему создания специализированного титанового производства для изготовления крупногабаритных листов, поковок, штамповок из высокопрочных коррозионно-стойких титановых сплавов.
Были разработаны высокотехнологичные хорошо свариваемые морские титановые сплавы различного уровня прочности и технология их изготовления, организовано их промышленное производство и создана широкая номенклатура полуфабрикатов. Впервые в мировой практике для титановых сплавов удалось разработать технологию сварки листов больших толщин и большой протяженности. В результате была построена первая в мире цельнотитановая подводная лодка, отличавшаяся рекордной скоростью подводного хода.
Атомная подводная лодка К-162 проекта 661. (Репродукция с фотографии). Фото: Вадим Жернов / ТАСС
Из разработанных специалистами института высокопрочных свариваемых титановых сплавов была построена серия подводных кораблей ВМФ и обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов.
Глубоководный аппарат "Мир-1" во время возвращения на базу в бурятский поселок Турка. Фото: ТАСС
За большой вклад в создание новой специальной техники институт в 1981 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1986 году приказом министра судостроительной промышленности институту были поручены работы по созданию и внедрению неметаллических материалов, в т. ч. материалов для защиты судов от коррозии и обрастания, созданию композиционных материалов на полимерной основе, керамики, стеклопластиков, покрытий, клеев и красок применительно к судостроительной промышленности. В этой области институт разработал новые гибридные материалы, сочетающие в своем составе армирующие компоненты различной химической природы, повышающие работоспособность корпуса корабля и существенно снижающие его массу. Разработаны и широко применяются вибропоглощающие материалы.
Антифрикционные углепластики
Очень важным является использование углепластиков для подшипников скольжения, способных работать с водяной смазкой, смазкой агрессивными жидкостями или без смазки вообще. При этом обеспечивается износостойкость, прочность, размерная стабильность и экологическая чистота. Ведутся работы в области создания нового поколения сферопластиков. Широкое распространение получили высокопрочные синтактные пены для применения при строительстве глубоководной техники.
С 1986 года институт начал исследования и в области функциональных материалов. Функциональные материалы с аморфной, нанофазной и интерметаллидной структурами находят все более широкое практическое применение при создании конкурентоспособной продукции различного назначения. Эти материалы в силу специфики своего химического, фазового состава и структуры имеют существенно более высокий уровень структурно-чувствительных свойств: ·
-
аномальная магнитная проницаемость и низкая магнитострикция;
-
каталитическая активность;
-
коррозионно-эрозионная стойкость и износостойкость
Научная деятельность ЦНИИ КМ «Прометей» неразрывно связана с жизнью Санкт-Петербурга. Институт активно участвовал в развитии энергетики города, воссоздании его архитектурного облика и сохранении исторического наследия. Наиболее яркие примеры – послевоенное восстановление ансамбля Александро-Невской лавры, реставрация памятников Петру Первому на Сенатской площади («Медный всадник») и перед Михайловским замком («Прадеду – правнук»), памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади, решетки Летнего сада, куполов храма Воскресения Христова на Крови (Спаса на Крови), создание армиллярной сферы на здании Кунсткамеры, разработка износостойких покрытий и гидроизоляции конструкций более двадцати мостов и др.
28 декабря 1993 года над Кунсткамерой водружают новую армиллярную сферу (символ Вселенной и символ науки) диаметром 1,5 метра, изготовленная в ЦНИИ КМ «Прометей» по собственному проекту из собственного титанового сплава ПТЗ с покрытием из нитрида титана
«Медный всадник» (памятник Петру I) – один из символов Санкт-Петербурга, отреставрированный с участием ЦНИИ КМ «Прометей»
В настоящее время НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» является крупнейшим материаловедческим центром страны, ключевым стратегическим предприятием и решает важнейшие задачи научно-технического развития, национальной безопасности и обороноспособности.
Создаваемые в институте новые классы конструкционных материалов, а именно стали унифицированного состава различных категорий прочности, стали Arc-класса, высокопрочные титановые и алюминиевые сплавы, сферопластики, антифрикционные углепластики, системы защиты от коррозии и многофункциональные покрытия позволяют российской промышленности производить принципиально новые высокоэффективные образцы современной техники.
МЛСП «Приразломная» Фото: Максим Воркунков / ТАСС
Магистральный газопровод "Бованенково - Ухта" Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Заместитель генерального директора В. П. Леонов с победителями конференции молодых ученых и специалистов «Новые материалы и технологии» (КМУС-2022)
НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» сотрудничает с ведущими академическими институтами, научными центрами и организациями различных отраслей промышленности, крупнейшими конструкторскими бюро и промышленными предприятиями России, сохраняет и развивает научно-техническое сотрудничество со многими материаловедческими организациями мира. Сохранение преемственности научных школ и укрепление лидирующего положения России в материаловедении – области знаний, где позиции нашей страны традиционно сильны, – одна из важнейших задач института.