Новые возможности для скоростного алюминиевого судостроения
10 апреля в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» в рамках деловой программы Санкт-Петербургского Промышленного конгресса прошла сессия «Современные технологии в машиностроении и обработке металла» с участием НИЦ «Курчатовский институт – ЦНИИ КМ «Прометей».
Предметом обсуждения экспертов стали роботизированные системы в машиностроении; лазерная металлообработка, интеллектуальные станочные системы, инновационные и конструкторские разработки для металлообрабатывающей промышленности.
Модератором сессии выступил ведущий специалист «Прометея» Александр Пылаев, а один из ключевых докладов сделал кандидат технических наук начальник лаборатории НИЦ «Курчатовский институт – ЦНИИ КМ «Прометей» Евгений Алифиренко.
Тема выступления Евгения Анатольевича – «Развитие и применение технологий сварки трением с перемешиванием в судостроении» - вызвала живой интерес в зале. Три года назад подробное изложение новых компетенций «Прометея» в работе с алюминиевыми сплавами было сделано в ходе выставки-конференции «Нева». И вот подошел момент обновить информацию для специалистов сопредельных отраслей.
Исследования наших ученых и практика опытного производства позволили на лабораторном оборудовании успешно завершить разработку экспериментальной технологии сварки трением с перемешиванием (СТП). Затем было обосновано применение технологии классической СТП при строительстве скоростных и маломерных судов. В активе: расширение и оптимизация номенклатуры полуфабрикатов, снижение веса на 20-30% и сокращение трудоемкости сборки судна. Помимо собственно технологии, в «Прометее» разработано оборудование классической СТП и методика контроля качества. Разработаны и внесены в Правила РМРС и РКО соответствующие разделы. Создан производственный участок СТП, на котором налажен выпуск сварных крупногабаритных облегченных (СКО) алюминиевых панелей, разработана и выпущена соответствующая документация. После официального одобрения технологии, НИЦ «Курчатовский институт – ЦНИИ КМ «Прометей» признан производителем СКО-панелей для морских и речных судов РМРС и РКО. А первые скоростные суда, построенные из СКО-панелей, успешно прошли ходовые испытания.
В ближайшем будущем разработки «Прометея» должны встать на вооружение крупных предприятий судостроительной отрасли.