Новый шаг в защите от коррозии
Данные материалы найдут применение в высоконагруженных узлах трения судового машиностроения. Актуальная проблема заключается в том, что широко применяемые в судостроении антифрикционные углепластики имеют ряд ограничений на область применения в связи с наличием в составе углеродных волокон. Поскольку волокна обладают положительным электрическим потенциалом, а большинство металлов отрицательным, то в процессе контактного взаимодействия в морской воде углепластик выполняет роль катода, а металлическое контртело становится анодом. Таким образом, контактное воздействие углепластика и некоторых металлических контртел может приводить к коррозии последних. Эта проблема может быть решена за счет применения ПКМ, которые не содержат углеродных наполнителей и являются диэлектриками.
Докладчик представил участникам конференции подробный отчет о серии экспериментов, в ходе которых подтверждены необходимые эксплуатационные качества новых полимерных композиционных материалов, разработанных учеными «Прометея» в рамках государственного контракта «Композит-подшипник». Эти гибридные антифрикционные ПКМ на основе стеклянных волокон и волокон сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) не уступают углепластикам по триботехническим характеристикам. Гибридные ПКМ на основе стеклянных волокон с добавлением арамидной нити, полиоксадиазольных и СВМПЭ-волокон обладают высокими прочностными свойствами и не изменяют линейных размеров в результате водопоглощения. Электроизоляционные свойства материала делают его пассивным с точки зрения развития электрохимической коррозии. Что и являлось итоговой целью успешной разработки.